23.11.18

Итоги физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в образовательных организациях Республики Карелия в 2013 - 2017 г.г.

Скачать 

В сфере дополнительного образования детей приоритетным является исполнение подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов. По итогам 2014 года Республика Карелия исполнила положение Указа Президента Российской Федерации - значение показателя составило 78,1 процента. При этом значение показателя по Российской Федерации в 2014 году было выше, чем в Республике Карелия, - 86 процентов. В рамках реализации государственной программы планируется сохранение достигнутого уровня в условиях прогнозного увеличения числа обучающихся (плановое значение в 2020 году - 78,5 процента). Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы также запланировано сохранение значения этого показателя в условиях прогнозного увеличения числа обучающихся на уровне 86 %. 

В соответствии с подпрограммой «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» п.п. 1.2.1.1.5. (Государственная программа Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 годы (с изменениями на 15.08.2016 года), утверждённая Правительством Республики Карелия 20.06.2014г.№ 196-П доля обучающихся общеобразовательных организаций в Республике Карелия, участвующих в различных мероприятиях к 2020 году должно составить 56% от общего контингента детей от 5 до 18 лет.

Для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных организациях необходимо решать следующие задачи в развитии:

  • физкультурно-спортивного воспитания обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
  • дополнительного образования детей в части, касающейся учреждений дополнительного образования спортивной направленности;
  • физкультурно-спортивного воспитания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказания государственных услуг в сфере физкультурно-спортивного воспитания;
  • введение комплексной программы Всероссийского комплекса ГТО в общеобразовательных организациях.

Соответственно, каждая образовательная организация, следуя этим задачам должна ставить перед собой приоритетные направления:

  • Совершенствование преподавания физической культуры в образовательных организациях Республики Карелия путем модернизации образовательных программ, внедрения новейших методик в этой области (письмо Минобрнауки от 14.12.2015 года № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • Развитие массового школьного спорта, создание условий для расширения сети школьных спортивных клубов, лиг по видам спорта «Методические рекомендации по организации и развитию в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов (ШСК)».
  • Pеализация Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 948 о ежегодном проведении Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры школьников».
  • Реализация Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 о проведении зимнего Фестиваля и летнего Фестиваля Всероссийского спортивного комплекса ГТО.
  • Реализация проектов для обучающихся общеобразовательных организаций, в соответствии с календарным планом утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством по делам молодёжи, физической культуре и спорту Российской Федерации.
  • Социально-значимые мероприятия: «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», Всероссийский летний фестиваль ГТО, Всероссийский зимний фестиваль ГТО, комплексные мероприятия (основного общего образования), Спартакиада среди обучающихся общеобразовательных организаций; соревнования по видам спорта среди обучающихся общеобразовательных организации «Шиповка юных», «Пионерская правда», «Серебряный мяч», «Баскетбол в школу», «Мини-футбол в школу».

Анализ по данному направлению позволяет зафиксировать следующие наиболее существенные шаги к укреплению здоровья:

  • Система образования демонстрирует начало реального качественного сдвига в своем отношении к проблематике здоровья обучающихся. Педагоги всё более полно осознают ответственность за здоровье детей и подростков как универсальную ценность, как важнейшее и сходное условие их жизненной успешности.
  • Осознание проблематики сохранения и укрепления здоровья как исключительно многофакторного процесса дало региональным системам образования импульс к развитию межведомственного взаимодействия, прежде всего с системами здравоохранения.
  • Исключительный позитивный социальный эффект имеет введение в России инклюзивного обучения в массовой школе детей-инвалидов (создание безбарьерной среды).
  • Введение в учебный план общеобразовательной школы третьего часа физической культуры имеет следствием расширение  требований к номенклатуре и качеству спортивных объектов, что уже привело к росту числа межшкольных центров для ведения уроков и внешкольной спортивной работы, важно отметить очень заметный рост внимания к приведению спортивных залов общеобразовательных учреждений в соответствие с гигиеническими требованиями СанПиН  к условиям обучения.
  • В будущем введение мониторинга физического развития обучающихся («паспортов здоровья»), мониторинга ситуации с употреблением ими наркотических и психоактивных веществ,а также ведение учениками собственного «Дневника здоровья», «Дневника спортивных достижений» и т.п. позволяет говорить о возникновении такого чрезвычайно ценного эффекта, как превращение самих школьников в юных граждан, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением».
  • С 2011 года на базе ГБОУ ДО ресурсного центра был создан отдел развития физической культуры и спорта в целях;
  • Вовлечение детей в занятия физической культурой через участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с календарным планом проведения школьных, муниципальных, региональных соревнований и участия во всероссийских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях с обучающимися общеобразовательных организаций Республики Карелия;
  • Разработка и издание методических пособий, программ, справочников по   физической культуре и школьному спорту;
  • Развитие системы поиска и отбора талантливых детей через проведение традиционных соревнований;
  • Проведение мероприятий по совершенствованию физической культуры и развитию адаптивной физической культуры;
  • Осуществление информационно-методической помощи образовательным учреждениям, Республики Карелия по развитию физкультурно-оздоровительной работы;  
  • Мониторинг предоставления дополнительного образования в образовательных организациях в части, касающейся учреждений дополнительного образования спортивной направленности;
  • Оказания государственных услуг в сфере физкультурно-спортивного воспитания;
  •  В соответствии с календарным планом в период с 2013 по 2017 годы проведено более 60 социально значимых мероприятий, традиционных мероприятий (клубные турниры) для обучающихся общеобразовательных организаций и мероприятий для общеобразовательных организаций и педагогов.

В раздел социально значимых мероприятий включены:

  • Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания»;
  • Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры»;
  • С 2015 года Всероссийский зимний фестиваль ГТО и Всероссийский летний фестиваль ГТО.

В раздел традиционных мероприятий (клубные турниры) для обучающихся общеобразовательных организаций включены:

  • Всероссийские соревнования среди обучающихся общеобразовательных школ по легкой атлетике «Шиповка юных» (зима);
  • Всероссийские соревнования среди обучающихся общеобразовательных школ по легкой атлетике «Шиповка юных» (лето);
  • Всероссийские соревнований среди команд общеобразовательных школ по волейболу «Серебряный мяч» (в рамках общероссийского проекта «Волейбол в школу»;
  • Всероссийские соревнования среди команд общеобразовательных школ по мини- футболу (в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»;
  • Всероссийские соревнования по лыжным гонкам среди обучающихся общеобразовательных школ на призы газеты «Пионерская правда»;
  • Чемпионат Школьной баскетбольной лиги.С 2015 года «КЭС-БАСКЕТ» среди команд общеобразовательных организаций Республики Карелия по баскетболу;
  • Всероссийские соревнования по шашкам среди обучающихся общеобразовательных школ «Чудо-шашки»;
  • Всероссийские соревнования по шахматам среди обучающихся общеобразовательных школ«Белая ладья»;
  • Республиканский физкультурно-образовательный фестиваль «Дети России Образованы и Здоровы - ДРОЗД» среди воспитанников дошкольных образовательных организаций (ЗАОЧНО);
  • Республиканские соревнования по лыжным гонкам среди детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ Республики Карелия.        

В раздел мероприятий для общеобразовательных организаций и педагогов включены:

  • Всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт, «Олимпиада начинается в школе»;
  • Всероссийский конкурс на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов;
  • Республиканский семинар-совещание «Основные направления развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в образовательных организациях Республики Карелия»;
  • Участие в курсах повышения квалификации среди тренеров-преподавателей учителей физической культуры, педагогов-организаторов.

Таким образом, отдел участвует в разработке и подготовке проектов нормативных правовых актов Министерства образования Республики Карелия, связанных с физкультурно-спортивным воспитанием обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Обеспечивает организацию по проведению мониторинга, анализа состояния и организации работы по развитию физической культуры, школьного спорта в образовательных учреждениях, муниципальных образованиях, обобщает передовой опыт их работы. Осуществляет взаимодействие с муниципальными органами управления, спортивными федерациями и общественно-государственными организациями

Сложившаяся модель представляется наиболее удачной формой, позволяющей удовлетворить разнообразие образовательных запросов микросоциума. Поэтому стратегической перспективой является развитие и совершенствование этой модели. Соответственно и ресурсное обеспечение для реализации указанных мероприятий должно быть эффективным и качественным.

См. далее